После обзора Узбекистана Советом ООН по правам человека, итоговый доклад с рекомендациями был принят в конце прошлой недели в Женеве. В числе серьёзных нарушений основных прав и свобод человека в этой стране: ограничения СМИ и интернета, преследование независимых журналистов и правозащитников, несправедливые судебные разбирательства и политически мотивированные тюремные заключения, использование принудительного труда в сборе хлопка.

Международное партнерство по правам человека, Нидерландский Хельсинкский комитет и Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана 29 апреля выступили с обращением, в котором просят партнеров Узбекистана настаивать на выполнении данных рекомендаций в отношениях с этой центрально-азиатской страной.

«ЕС и его государства-члены должны использовать рекомендации, исходящие из этого обзора, как целенаправленный инструмент для продвижения конкретных улучшений плачевного состояния прав человека в Узбекистане», сказала Бриджит Дюфур, директор Международного партнерства по правам человека (МППЧ), Брюссель.

Ситуация в Узбекистане была тщательно изучена в Женеве 24 апреля Советом по правам человека в рамках Универсального периодического обзора (УПО), который представляет собой механизм, используемый для регулярной оценки ситуации по правам человека во всех государствах-членах ООН. Это был второй раз, когда Узбекистан был рассмотрен в рамках УПО, с того момента, когда этот механизм был запущен в 2008 году.

В ходе обзора много государств-членов и государств-наблюдателей Совета по правам человека выразили озабоченность по поводу продолжающихся серьезных нарушений основных прав и свобод человека в этой стране, такие как: широкие ограничения СМИ и интернета; преследование независимых журналистов и правозащитников; законы и практики, которые серьезно ограничивают свободу ассоциаций и собраний и препятствуют работе групп гражданского общества; преследование мирной религиозной практики и использование обвинений в «религиозном экстремизме» с этой целью; распространенные проблемы пыток и жестокого обращения; несправедливые судебные разбирательства и политически мотивированные тюремные заключения; дальнейшее использование принудительного детского и взрослого труда в сборе хлопка.

Ряд государств выразили озабоченность по поводу отсутствия сотрудничества узбекского правительства с независимыми международными наблюдателями. Ни одному из 11 специальных докладчиков и рабочих групп ООН по правам человека, которые просили посетить Узбекистан с 2002 года, не было позволено сделать это, и узбекские власти отказались пригласить наблюдателей из Международной организации труда (МОТ) для наблюдения за процессом сбора хлопка. Международный комитет Красного креста (МККК) объявил в начале этого месяца, что он решил прекратить все посещения заключенных в Узбекистане, потому что был не в состоянии работать в соответствии с его стандартными рабочими процедурами в стране.

Государства, участвующие в обзоре Узбекистана также вынесли рекомендации о том, как исправить текущую ситуацию в стране. Согласно итоговому докладу обзора, одобренному 26 апреля рабочей группой УПО Совета по правам человека, Узбекистан заявил, что поддерживает 101 рекомендаций, 14 будут изучены, 30 считаются уже осуществленными или находятся в процессе применения. Итого 58 рекомендаций были отклонены правительством страны.

Среди рекомендаций, которые были приняты Узбекистаном, значатся:

— Применение эффективных и надлежащих мер для обеспечения свободы выражения мнений, в том числе в Интернете, свободы собраний и объединений, а также предотвращение любого преследования тех, кто практикует эти права.

— Обеспечение возможности свободной работы независимым средствам массовой информации, журналистам, правозащитникам и гражданского общества; разрешение представителям международных организаций и неправительственных организаций работать в стране.

— Обеспечение соответствия международным стандартам справедливого, независимого и беспристрастного судебного разбирательства во всех судебных процессах, в том числе в тех, которые касаются лиц, обвиняемых в религиозном экстремизме, или членов незарегистрированных организаций.

— Применение эффективных мер против пыток и жестокого обращения, в том числе тренинг по правам человека для представителей правоохранительных органов, а также проведения реформ с целью гарантировать, что условия содержания соответствуют международным стандартам на практике.

— Улучшение соблюдения норм МОТ, в том числе в связи с принудительным трудом; развитие всеобъемлющей кооперации с МОТ в этой области; и применение незамедлительных, эффективных и срочных мер по искоренению принудительного труда и опасного труда детей.

— Предоставление МККК неограниченного доступа ко всем пенитенциарным учреждениям, в том числе к местам предварительного содержания под стражей, и обеспечение надлежащих условий его работы.

Среди тех рекомендаций, которые Узбекистан обещал изучать, являются:

— Пересмотр статей Уголовного кодекса по клевете и оскорблению.

— Выполнение рекомендаций, сделанных независимыми экспертными органами ООН по поводу искоренения пыток и жестокого обращения.

— Разрешение проведения МОТ мониторинга сбора хлопка.

«Государства-члены ЕС и другие государства, заинтересованные в улучшении защиты прав человека в Узбекистане, должны интегрировать рекомендации, которые его власти согласились принять либо рассмотреть, в последовательную стратегию по поощрению прав человека в этой стране», сказал Гарри Хуммель, директор Нидерландского Хельсинкского комитета (НХК).

Делегация Узбекистана утверждала, что другие рекомендации, тесно связанные с теми, которые она приняла, уже реализуются. Такие рекомендации относятся, среди прочего, к условиям работы СМИ, журналистов, блоггеров и правозащитников, регистрации независимых НПО, осуществлению свободы религии и мерам по расследованию пыток и привлечению к ответственности виновных. МППЧ, НХК и Инициативная группа независимых правозащитников Узбекистана (ИГНПУ) ставят под вопрос данные претензии и считают, что нужно оспорить их и просить власти Узбекистана предоставить конкретные и убедительные доказательства прогресса.

Делегация Узбекистана отклонила важные рекомендации, такие как рекомендации о прекращении преследования граждан за мирную религиозную деятельность и освобождении всех политических заключенных, с аргументом, что они «фактически неправильны». Она также отказалась ответить на вопрос об обеспечении независимого расследования событий 2005 года в Андижане, когда узбекские войска убили сотни невооруженных протестующих, заявляя, что «этот вопрос закрыт». МППЧ, НХК и ИГНПУ сожалеют о том, что узбекские власти не признают эти проблемы, несмотря на огромный объем документации и выводы, сделанные экспертными органами ООН. Они также сожалеют о том, что делегация Узбекистана отклонила рекомендации об одобрении всех запросов о посещении Узбекистана, сделанных специальными представителями Совета ООН по правам человека, и о предоставлении постоянных приглашений на них. Делегация Узбекистана заявила, что считает, что эти рекомендации «не являются частью» международных обязательств Узбекистана; однако, все государства-члены ООН обязаны сотрудничать со специальными представителями Совета по правам человека. МППЧ, НХК и ИГНПУ призывают партнеров Узбекистана продолжать поднимать эти вопросы, даже если узбекские власти стараются избежать обсуждения по ним.

«Обзор Совета по правам человека привлек внимание к репрессивной политике узбекских властей и к необходимости далеко идущих реформ», прокомментировал Сурат Икрамов, председатель ИГНПУ. «Теперь мы надеемся на поддержку международного сообщества, чтобы гарантировать, что наши власти будут предпринимать реальные меры по выполнению сделанных рекомендаций», добавил он.

Итоговый доклад обзора Узбекистана будет окончательно принят на пленарном заседании Совета по правам человека в ближайшие несколько месяцев.­­­­

Источник: http://www.ca-news.org/news:1065091/