В конце июля вступили в силу поправки к закону «Об информации», которые интернет-отрасль сразу расценила как попытку ввести цензуру в рунете. Через несколько месяцев в черные списки из-за распространения у себя противоправного контента попали и временно были закрыты такие популярные ресурсы, как Lurkmore, Rutracker, внутренние сервисы Google. Закон надо дорабатывать, так как под раздачу часто попадают сайты без запрещенной информации.

 

О поправках к закону «Об информации, информационных технологиях и информационной безопасности» (ФЗ-139), вводящих процедуру досудебной блокировки доступа к противоправному контенту, стало известно в июне. Под это определение попала детская порнография, пропаганда наркотиков и информация, побуждающая детей к самоубийству или причинению вреда своему здоровью. Представители Лиги безопасного интернета, правление которой возглавляет основатель фонда Marshall Capital Константин Малофеев (наработки лиги стали основой для законопроекта), не раз подчеркивали, что главная задача создания реестра — «поставить заслон на пути противоправного контента». Благие цели появления реестра никто под сомнение и не ставил, но вопросы участников рынка вызывал предложенный механизм блокировки. Схема такова: как только сайт по представлениям МВД, Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков или Роспотребнадзора попадает в реестр (оператором реестра назначен Роскомнадзор), провайдер обязан в течение суток потребовать от владельца площадки ее удалить. Если этого не произошло, провайдер должен ограничить доступ к сайту. Если бездействует провайдер, в реестр включается уже сетевой адрес — ограничить доступ к информации обязан уже оператор связи.

Проблема в том, что блокировка по доменным именам и IP-адресам (а не точечная блокировка по URL) может вызвать закрытие ресурсов, не содержащих запрещенный контент, но расположенных на внесенных в реестр доменах или сетевых адресах. С резкой критикой законопроекта выступали крупнейшие интернет-компании («Яндекс», Mail.ru Group, Google и др.) и правозащитники, заявлявшие об опасности появления цензуры в интернете. Участники рынка указывали, что ни экспертного, ни общественного обсуждения законопроекта не было, на что глава комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина отвечала, что за теми, кто критикует работу над поправками, стоит «педофильское лобби». 11 июля Госдума единогласно одобрила законопроект сразу во втором и третьем чтениях. В начале августа представители крупных российских интернет-компаний встретились сначала с заместителем главы администрации президента Вячеславом Володиным, а затем с вице-спикером Госдумы Сергеем Железняком и министром связи и массовых коммуникаций Николаем Никифоровым. Однако результатов эти совещания не дали: 28 октября Дмитрий Медведев подписал постановление правительства, которое детализировало предусмотренные ФЗ-139 процедуры, но не учитывало предложения интернет-отрасли.

«На практике не удается избежать ситуаций, когда нарушаются законные права добросовестных владельцев интернет-ресурсов, чьи сайты оказываются заблокированными»,— констатировали эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в материалах к итоговой конференции «Рунет-2012». Нарекания вызывают и качество экспертизы информации, и последующее отнесение ее к разряду запрещенной. Так, временно были закрыты неформальная энциклопедия Lurkmore, файлообменник Rutracker, внутренние сервисы Google. По данным проекта «Роскомсвобода» на 24 декабря, в черном списке содержится более 3 тыс. сайтов без запрещенной информации (или 97% от всех ресурсов в реестре) только из-за того, что они расположены по тому же IP-адресу. В то же время создание черных списков и блокировка по сетевому адресу противоречит закрепленному в законодательстве принципу «свободы поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом», указывает РАЭК.

Роман Рожков
Источник: http://www.kommersant.ru/doc/2099043