В целях защиты свободы СМИ, а также обеспечения солидарности журналистов Таджикистана руководители средств массовой информации и медиаорганизаций Таджикистана разработали план мероприятий по защите прав и интересов журналистов. В нем немало хороших инициатив и предложений. Но, под большим сомнением остается вопрос, а встретит ли он нужную реакцию со стороны властей или также благополучно будет похоронен, как и предыдущие начинания независимых журналистов в борьбе за свои профессиональные права? Тем более, общеизвестно насколько негативно и болезненно относится президент Таджикистана Эмомали Рахмон к выступлениям журналистов. Достаточно вспомнить некоторые факты из практики.

 

Свое отношение к независимым СМИ правительство Таджикистана хорошо показало во время кровопролития в Раштской долине. По указанию министра обороны, назвавшего журналистов пособниками террористов, была полностью отключена наземная и мобильная связь и выход в Интернет, были заблокированы местные новостные ресурсы, многие сайты, закрыты редакции независимых газет.

Аналогичная история повторилась и во время трагических событий в Горно-Бадахшанской автономной области. Запрет на объективное освещение событий на Памире также вызвал возмущение журналистов. А недавно, в ходе освещения протеста предпринимателей сгоревшего рынка “Карвон” были зафиксированы минимум 9 случаев нарушения профессиональных прав таджикских журналистов.

Во время событий на Памире власти даже умудрились в действиях журналистов усмотреть преступные мотивы, то есть работники пера в своих материалах якобы оправдывали преступников и тем самым создавали условия для повторения Хорогских событий. Об этом 24 сентября на совещании ОБСЕ по человеческому развитию в Варшаве заявил заведующий отделом конституционных прав человека исполнительного аппарата президента Таджикистана Музаффар Ашуров. Вот вам и свобода слова и печати! Теперь значит, любое независимое освещение событий будет называться пособничеством преступникам. Ай да молодцы наши руководители!

А неправедный гнев представителя от власти вызвало не что иное как выступление заместителя редактора издания “АП” Ольги Тутубалиной, которая сообщила, что в Таджикистане регулярно блокируются новостные сайты: “За последние несколько месяцев служба связи при правительстве республики заблокировала сразу несколько отечественных и российских сайтов…” Оратор также отметила, что блокировка сайтов и отключение связи внутри республики сопровождают почти каждое обострение экономической или политической ситуации в стране. А если так, то как же быть с предназначением СМИ, общественного пропагандиста, организатора и летописца жизни народа?

Журналисты помнят, как в прошлом году представитель ОБСЕ по вопросам свободы СМИ Дуня Миятович выразила свое беспокойство гонениями на работников печати в Таджикистане и выразила надежду, что власти сделают должные выводы. Однако в это верилось с трудом. А О.Тутубалина на совещании даже отметила, что “после сделанных заявлений ОБСЕ не пытается отследить ситуацию. Дало ли какой-то эффект их заявление, прислушались ли к ним власти и в какой мере… Кажется, что организацию в последнее время это беспокоит все меньше и меньше…”. А раз так, то почему бы властям Таджикистана не продолжить свою политику? Им, как говорится, и карты в руки.

О какой правде может идти речь, если министр юстиции Таджикистана Рустам Менглиев, даже не краснея за открытую ложь, на заседании комитета ООН заявил, что в стране полностью соблюдается право на свободу слова и печати, что Конституция Таджикистана гарантирует эту свободу и это положение реализуется на практике?

Эксперты отмечают, что именно благодаря тому, что гласности нет, чиновники государственных органов не исполняют свои обязанности, в результате расцветает коррупция и растет недоверие. Каждый четвертый гражданин после обращения в государственные структуры не получает ответа или дает взятку для рассмотрения жалобы. Большинство представителей независимых СМИ заявляют, что за последнее десятилетие многие граждане из-за того, что их жалобы остаются без ответа, вынуждены обращаться в СМИ. Это привело к тому, что до 80 процентов населения направляют свои письма на имя президента через печать. По словам независимого эксперта Фаррухшо Джунайди, у населения нет доверия к власти.

Абдусами Додобоев

Источник: http://tjknews.com/?p=5684